УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

"Качки"-БЮТовцы в "милом бельишке" и элитные апартаменты Януковича-младшего

'Качки'-БЮТовцы в 'милом бельишке' и элитные апартаменты Януковича-младшего

Совращение неприкосновенных

В роли зачинщиков выступили коммунисты, чье немногочисленное войско подкрепили активисты Регионов. Причиной волнений стала инициатива НУ, БЮТ и СПУ, настаивавших на переносе следующего пленарного заседания Рады на седьмое июня. За это время участники демократической коалиции, о создании которой они сегодня в очередной раз провозгласили, надеются утрясти все формальности, в частности - договориться с Президентом и наконец-то формализовать свой союз. Благо, на создание парламентской коалиции Конституция отводит 30 дней, о чем не преминула напомнить собравшимся Юлия Тимошенко.

«Регионалам» и коммунистам эта затея, естественно, не понравилась. Последние, расположившись в сессионном зале на обычных своих местах, – в непосредственной близости от трибуны - тут же бросились, в знак протеста, ее блокировать. Правда, зампред фракции КПУ Валентин Матвеев сперва честно попытался договориться с социалистом Иваном Бокием, председательствовавшем на заседании. Но Бокий, видимо, по примеру, Владимира Литвина, был непреклонен. «Мы находимся в процессе рассмотрения вопроса. Прерываться нельзя», - тихо, но уверенно отвечал он на все требования господина Матвеева. «Вот проголосуем, тогда, пожалуйста, выступайте», - резюмировал Бокий. Не солоно хлебавши, Матвеев переместился на левый фланг президиума - туда, где восседал его однопартиец Адам Мартынюк. Но Адам Иванович только качал головой и разводил руками.

Коммунисты и "Регионалы", громко озвучивая свое недовольство, быстро подтягивались к трибуне. Но Бокий уже дал «отмашку» голосованию – система «Рада» запищала привычными позывными. И хотя один из лидеров ПР Андрей Клюев отчаянно размахивал руками, запрещая своим жать зеленые кнопки, табло высветило победные для «оранжевых» 240 «за». Фракции НУ, БЮТ и СПУ синхронно взорвались аплодисментами и радостными возгласами. Утреннее заседание первого рабочего дня новой Рады завершилось их первой общей победой. Для «Регионалов» - унижением фракционного достоинства и ударом ниже пояса.

Они-то, бедняги, до последнего были уверены в том, что контролируют в зале математическое большинство. Не зря ведь на протяжении последних полутора месяцев ходили упорные слухи, что "Регионалы" занимаются подкупом коллег из «проаранжевых» фракций, чтобы те саботировали коалицию изнутри, не голосуя так, как следует. Подробно об этом «Обоз» уже писал в статье «Коалиция по-донецки: время и деньги. Очень большие деньги».

Усердие «бело-голубых», перманентно подкрепляемое энной суммой «аргументов», было настолько неприкрытым, что даже вынудило Юлию Тимошенко публично посетовать на их скверное поведение. «Только за последние две недели к 20 депутатам нашей фракции приходили представители Партии регионов и предлагали каждому от 1,5 до 20 миллионов долларов за позитивное голосование по премьерству Януковича», - заявляла она за день до открытия сессии.

БЮТовские «списочники», однако, демонстрировали чудеса партийной дисциплины: перед тем, как «сдаваться» ПР, советовались со своей шефиней. Та наставляла: на каждую такую встречу отправляться с цифровыми диктофонами, мини-камерами и даже в компании Юрия Луценко. Чтобы, де, «Регионалам», подзабывшим уже статьи Уголовного кодекса, впредь неповадно было совращать младую депутатскую поросль.

]

«Объявлять перерыв — это уже слишком. В стране все признаки кризиса. ВР должна работать», - возмущался потом в кулуарах Виктор Янукович. Но голос бело-голубого главаря был гласом вопиющего в полупустых кулуарах.

Члены ПР поднимались неохотно

Столь многозначительные выводы о «мате и пате» Янукович сделал после пятнадцатиминутного прослушивания президентского спича.

Гарант, вопреки им же самим заведенной традиции, был крайне немногословен. Более того – читал «по бумажке», что за ним редко когда наблюдается.

Выступая с парламентской трибуны, Виктор Ющенко производил впечатление человека утомленного и удрученного. «Устал я, господа, от вашей возни, - читалось во всем его облике, - разбирайтесь без меня, пожалуйста. Президент - он над схваткой, он вне игры».

Немая мольба Виктора Андреевича была обращена в равной степени и к «бело-голубым», и к «оранжевым». Так сильно они его, судя по всему, «достали» просьбами поспособствовать их и только их «коалиции».

Послание президента было практически лишено эмоций.

Периодически его монотонная бубнежка перемежалась хлопками со стороны кресел «НУ». Устроить овацию, несмотря на немногочисленные попытки, все никак не получалось. Хотя «нашеукраинцы», надо отдать им должное, пытались. Особенно – в самом начале, при появлении Ющенко в сессионном зале. Своими восторженными криками они пристыдили «Регионалов», вовсе не собиравшихся приветствовать главу государства почтительным вставанием. Поднимались члены ПР крайне неохотно, все оглядываясь на соседей – есть ли уже с кого брать пример.

Ющенко сделал вид, будто ничего не заметил. «С уважением приветствую всех законодателей – в новом составе и в новом качестве», - примирительно сказал он, приступая к перечислению своих успехов.

«Продолжается детенизация экономики. По сути, за последние полтора года вдвое вырос национальный бюджет. Увеличились пенсии, существенно сократилась безработица, показатели которой сегодня – самые низкие за все время независимости. За последние четыре месяца на 24 процента возросла заработная плата», - говорил Ющенко.

Наставляя нардепов на путь истинный, он весьма четко сформулировал, чего ему от них надобно в первую очередь. А надобно – судей Конституционного Суда, административную реформу, укрепление внешнеполитического курса и проч.

Речь главы государства больше походила на речь главы правительства, отчитывающегося о положении дел в стране. Юрий Ехануров от откровений воздерживался. Тем более после того, как ему пришлось пойти на позорную попятную, публично отрекшись от собственных слов.

На совместной пресс-конференции лидеров НУ (Роман Безсмертный, Борис Тарасюк, Роман Зварич, Анатолий Кинах, собственно – Ехануров), СПУ (Александр Мороз, Йосиф Винский) и БЮТ (Юлия Тимошенко, Александр Турчинов, Николай Томенко), на которой они подтвердили факт своего союзничества, Ехануров вынужден был признать неуместность собственных заявлений о целесообразности «широкой коалиции». «Все течет, все меняется», - изрек он, пытаясь сохранить подобие хорошей мины.

Вынужденное сложение полномочий своего Кабмина, случившееся сразу после общения со СМИ, окончательно «добило» Еханурова. Дважды отставленный Премьер напоминал Валерия Пустовойтенко образца 1999-го. Увольняясь перед лицом вновь избранного Президента Кучмы, Валерий Павлович тоже был уверен: с поста уходит ненадолго. Но Кучма свои планы изменил и вместо Пустовойтенко предложил на Премьера Ющенко.

Юрий Иванович тоже уповает на президентскую милость, хотя надежды его тают с каждым днем. Тем более – в свете многообещающих оранжевых договоренностей.

«Наша Украина» уступила Партии регионов свое место

«Мы – победители парламентских выборов. Коалиция будет сформирована на базе ПР», - самоуверенно вещал Виктор Янукович, подписывая поутру текст депутатской присяги.

В отличие от Виктора Ющенко, он был вполне доволен жизнью и сложившимися обстоятельствами.

«Вы чувствуете себе оппозиционером?», - ерничали журналисты. – «Я чувствую себя депутатом», - трубил лидер «регионалов». Он даже не исключил того, что сам усядется в кресло главы ВР.

Удивительно, но действо, позже состоявшееся в кинозале Верховной Рады (именуемом в просторечии «подвалом»), ничуть не поколебало его самоуверенности.

«Коалицию они сделали. Ха! Можно подумать! Пусть еще с президентом договорятся!», - сказал автору этих строк один из соратников Виктора Федоровича. «А даже если и договорятся, выдвинут Юлю на Премьера, мы им все завалим. Хлоп - и нету вашей Юли! Хлоп - и нету коалиции!», - искренне радовался своему остроумию новоизбранный депутат. Четверговые 240, по его мнению – не более, чем «показательные выступления». Источник еще раз напомнил: норма об императивном мандате – величина относительная. Лишить себя мандата можно только добровольно, те же, кого из состава фракций исключат, станут просто внефракционными, голосующими по велению сердца и кошелька.

Пока «отщепенцев» под куполом не наблюдается. В формировании фракций обошлось без сюрпризов. Депутатских объединений получилось пять - по числу партий-победителей. В их главу встали, соответственно, лидеры политсил. Управлять парламентским отрядом «нашеукраинцев» поручено Роману Безсмертному, что дает ему дополнительные основания претендовать на кресло главы ВР. Некоторые амбиции на этот счет (впрочем, еще недостаточно ярко выраженные) имеет и Николай Катеричнук.

К тому же, в президиуме - хоть и временном - он уже успел позаседать. Кроме Катеринчука и упомянутых Бокия и Мартынюка там еще разместились Александр Турчинов и Раиса Богатырева. Всем им поставили одинаковые стулья. Спикерское кресло с высокой спинкой на своем привычном месте временно отсутствует. В процессе рассадки этих товарищей приключилась забавная сценка, в которой, при желании, можно усмотреть тайный политический мэссидж.

Взойдя на парламентский подиум одним из первых, Николай Катеринчук сразу же уселся по правую руку от председательствующего Бокия. Раиса Богатырева замешкалась и вынуждена была протискиваться между ними двумя, а также Мартынюком и Турчиновым, к самому дальнему креслу. Подумав с минуту, истинный джентльмен Катеринчук уступил ей свое место. Этот его благородный порыв члены ПР встретили одобрительными смешками. Им, наверное, показалось, что «Наша Украина» теперь всегда и во всем будет уступать им место.

Первая брачная ночь, первая сессия…

В этот день в Раде повсеместно царили радостное возбуждение и праздничная возня. Прежние депутаты поздравляли друг дружку с переизбранием, новые – знакомились между собой. Последних видно было издали: они еще путались в лабиринтах парламентских коридоров, спрашивали дорогу в туалет, курилку и буфет. Журналисты охотно подсказывали. Все ведь когда-то бывает в первый раз: первый класс, первая брачная ночь, первая сессия…

Самый видный «первоклассник» - Ринат Ахметов. «Обозревателю» он признался в том, что страшно волнуется по этому поводу. Больше внимания, чем Ахметову, СМИ уделяли разве что Януковичу-младшему. Под конец сессионного дня самый молодой нардеп буквально шарахался от журналистов, так они его замучили вопросами типа: «на чем вы приехали?», «где живете?» и «что это за пиджак на вас?».

«Да оставьте вы его в покое в самом деле!», - даже заступился за Виктора Викторовича какой-то нардеп-«регионал». Но юноша стоически терпел. Приехал он, как оказалось, на «Шкоде», хотя любит «Ауди», которую специально для него пригонят вскорости из Донецка. Живет в арендованных апартаментах «где-то на Бессарабке». Названия улицы, правда, не помнит, но это «точно не Дарвина» (там, как известно, обитал Ющенко-младший). Марку своего костюма Янукович-младший припомнить тоже затруднился. Журналисты, впрочем, не растерялись, нахально предложив ему… снять пиджак с целью проведения оперативной экспертизы.

А вот БЮТовцы в этот день все поголовно были «белые и пушистые» – в одинаковых белых свитерах, меченных красным сердечком. Особенно забавно эти наряды смотрелись на депутатах-«качках», в шутку именовавших свитера «милым бельишком». Правда, были среди них те, кто стыдливо прикрывал свои прелести суровыми пиджаками. Среди них – братья Буряки (старшему из них в парламентском зале досталось место Нестора Шуфрича), Тариэл Васадзе, Николай Баграев.

Сама Юлия Владимировна, довольно часто одевавшая фирменный джемпер во время кампании, на открытие сессии предпочла принарядиться. Конечно же – в белое. На лацкане ее пиджака блестели сразу два сердечка – одно обычное, как у всех остальных БЮТовцев, второе - пластиковое, подмигивало присутствующим разноцветными огоньками. Внутри этого значка красовалась красная роза (эмблема СДПУ(о), между прочим!) и надпись «любовь» по-английски.

«Я их уже коллекционирую», - кокетливо рассмеялась Тимошенко на вопрос, зачем ей сразу два похожих аксессуара.

Пожалуй, единственный, кому было не до веселья – Владимир Литвин. Глубочайшую вселенскую скорбь выражало его лицо в недолгие минуты, проведенные в президиуме Рады в самом начале сессии. Обращаясь к депутатам с приветствием, слушая «Любіть Україну» и национальный гимн, Владимир Михайлович подолгу задерживал взгляд на каждом уголке сессионного зала. Было видно – он прощается с этими стенами. Стенами, в которых провел, возможно, не самые спокойные, но, уж точно, самые незабываемые дни своей жизни. Вряд ли ему уже предстоит в них вернуться. Тем более – в качестве спикера.

Соня КОШКИНА